Колонка Дмитрия Рябых Альт-Инвест. Взгляд изнутри

9Дек/15Off

Der Platon – а как в Германии?

Вокруг столько разговоров о Платоне и вообще сборе платы за проезд грузовиков по дорогам, что мне стало интересно – а как в других странах? Основной пример, на который все ссылаются, это Германия. Вот ее я и изучил подробнее.

В целом, кое-что похоже, хотя отличия серьезные. Начну с того, что в немецкой системе похоже или даже хуже.

1. Немецкий Платон это дорого. Для фуры он обходится от 13 центов за километр, если машина новая и соответствует лучшим экологическим стандартам, до 28 центов для старых машин. То есть 10-20 рублей за километр. Жуть!

2. Систему запускали с проблемами, похожими на российские (и очень характерными для Германии, хотя и принято считать, что это не их стиль). Изначально компания Toll Collect GmbH, победившая в тендере, взялась сдать систему в тестовую эксплуатацию уже через 8 месяцев, а через 11 месяцев начать работать в полную силу. В итоге запуск задержался на 16 месяцев, то есть срок внедрения растянулся в три раза. Суды относительно штрафов за эту задержку продолжаются уже 10 лет.

3. За поддержку системы Toll Collect GmbH получает около 650 млн. евро (40-50 млрд. руб.) в год.

Зато:

1. Технологии системы создавались и обсуждались перед этим где-то 5-6 лет. Шла вполне реальная конкуренция разных разработчиков и решений.

2. Тендерную документацию готовили с привлечением PWC, в тендере участвовали шесть консорциумов и отбор неплохо документирован (хотя последние переговоры и детали соглашений остались конфиденциальными и это стало причиной нескольких судов и просто критики).

3. В квалификации победителя нет никаких сомнений, это совместная компания, созданная в долях 45%/45%/10% корпорациями Daimler, Deutsche Telekom, и Cofiroute (последний участник это подрядчик на строительстве дорог и инфраструктуры).

4. Систему многократно тестировали, проводили тестовую эксплуатацию и запустили только тогда, когда добились более-менее стабильной работы.

То есть в общем это тоже было долго, дорого и со скандалами. Но это был нормальный проект, а не просто 10 млрд. руб. в год подаренные сыну друга президента страны. И это главное отличие.

И наконец – результат. Это то, что нас ждет в ближайшие год-два. После внедрения платы за проезд грузовиков, доля грузов, перевозимых по железным дорогам, повысилась на 6%, и на те же 6% снизилось количество порожних пробегов у грузовиков. Это хорошо для экологии и для железнодорожников. Ну и как мы знаем из учебников - всё, что хорошо для экологии, замедляет экономический рост.

Связано с категорией: Экономика и рынки Комментарии
Комментарии (0) Пинги (0)

Извините, комментировать здесь запрещено.

Trackbacks are disabled.