Колонка Дмитрия Рябых Альт-Инвест. Взгляд изнутри

24Июн/11Off

ОАО «РЖД» прибыльная компания?

Наткнулся тут недавно на статью, в которой обсуждалось, что вот ОАО "РЖД" всех обдирает, а само, тем временем, получает прибыль в сотни миллиардов рублей. Не буду спорить с тем, что железнодорожные перевозки с финансовой точки зрения не слишком эффективны, но вот с якобы существующей прибылью ОАО "РЖД" реальная картина сильно отличается от того, что можно подумать на первый взгляд.

Возьмем для примера годовой отчет ОАО "РЖД" за 2009 год, финансовую отчетность по МСФО. В строке "Чистая прибыль" просто красота - 152 млрд. руб. Это хорошо? Ничего подобного, это совершенно ужасный показатель. Начнем с того, что 80 млрд. руб. в этом показателе приходятся на субсидии из федерального бюджета, то есть это уже покрытие убытков. Остается 72 млрд. руб. При этом амортизация составляет 95 млрд. Но амортизация считается по историческим данным. Даже если предположить, что имущество РЖД всегда равномерно обновлялось и сейчас требуется лишь заменять выбывающие элементы, то с учетом инфляции это значит, что надо тратить не 95 млрд., а минимум 130 (это соотношение мы специально рассчитывали в железнодорожных проектах). Итак, собственная прибыль РЖД, доступная для финансирования роста, покрытия недоинвестирования прошлых лет и выплаты дивидендов, равна 152 - 80 - 35 = 37 млрд. руб.

Стоит ли говорить, что ни на какое капитальное строительство, замену устаревшей техники и рост этих денег хватить не может. Просто сравните - уставный капитал ОАО "РЖД" равен 1 594 млрд. руб., то есть реальная рентабельность капитала равна 2,3%. Иначе говоря, при такой финансовой отчетности РЖД еще долго будет сидеть на государственной поддержке или росте заимствований.

Связано с категорией: Экономика и рынки Комментарии
Комментарии (0) Пинги (0)

Извините, комментировать здесь запрещено.

Trackbacks are disabled.